Интервью с представителем BONECO в рамках Обзора рынка элитной мебели

www.rbc.ru, 10 декабря 2007, Москва

В рамках обзора «РосБизнесКонсалтинг» по рынку элитной мебели корреспондент РБК встретился с бренд-менеджером торговых марок Boneco Сергеем Воробьевым и обсудил вопрос, которому владельцы элитной мебели зачастую не уделяют должного внимания — увлажнение воздуха в помещении, где стоят дорогие предметы интерьера, выполненные из натуральных материалов.

Сергей, какова роль влажности воздуха в жизни мебели, в частности, элитной?

Оптимальная влажность воздуха является одним из самых важных критериев содержания мебели. Идеальная влажность для изделий из дерева — 40-65% при температуре 18-25°С. Зимой, когда воздух в помещении становится невыносимо сухим, влажность падает до отметки 15-20%, что соответствует равновесной влажности древесины всего в 4-5% (при норме 8-12%)! Именно снижение влажности воздуха ниже предельно допустимого уровня является главной причиной преждевременного старения мебели и потери ее внешнего вида. Большой вклад в решение данной проблемы принадлежит швейцарской компании Boneco AG, которая сегодня является крупнейшим разработчиком бытовых приборов для увлажнения воздуха, выпускаемых под торговой маркой Boneco.

Почему сухость воздуха в помещении должна привлекать столь пристальное внимание владельцев мебели?

Мебель, если она делается из ДСП (древесно-стружечные плиты), МДФ (плитный материал, изготовленный из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами), материалов, которые в составе своем имеют стружку-опилку, не так подвержена воздействию сухого воздуха, как мебель, сделанная из натуральной древесины. А чем мебель дороже, тем в ней, естественно, больше натуральных элементов, тем она больше подвержена воздействию сухого и влажного воздуха. Древесина — это натуральный пористый материал, мебель, сделанная из древесины дышит, как дышит, например, кожа человека или растения. Во влажное время года древесина пропитывается влагой, потом наступает период холодов, работы центрального отопления, воздух высыхает, и древесина или кожа эту влагу отдают. Соответственно, когда материал содержит влагу, он немного расширен, когда он отдал влагу, он сужается, теряя в размерах. Если за год так происходит несколько раз, а при нашем климате так и случается, то материалы, из которых сделана наша мебель, паркет, кожаные диваны, начинают деформироваться, трескаться, скрипеть и рассыхаться.

Как давно люди научились решать эту проблему? Насколько эффективно искусственное увлажнение воздуха в помещении?

Началось это все в 1969 году, когда компания Boneco AG, первая в мире изобрела такой прибор, как увлажнитель воздуха. Компания Boneco AG не только сконструировала увлажнитель, но и первая вывела этот продукт на рынок. В тот период вся Европа говорила об ухудшении экологической обстановки, о загрязнении окружающей среды. Люди задумались об экологии помещений, жилища, обратились к вопросу здоровья человека в помещении, ведь увлажнитель воздуха — это не только полезная вещь для элитной мебели, он необходим и для людей (особенно детей), растений, всего живого и натурального. В 70-х годах увлажнители стали пользоваться огромных спросом, люди поняли, что устали от скрипа дверей, паркета, испорченной мебели, растрескавшихся кожаных диванов. Многочисленные опыты, проводимые в исследовательском центре компании Boneco AG, показали, что жизненно необходимо создание приборов, улучшающих качество воздуха в помещении, где человек проводит до 80% своего времени.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке России? Когда это веяние пришло к нам?

История спроса на увлажнители воздуха в России началась с конца 90-х, примерно после кризиса 98 года. Тот слой людей, которые несмотря ни на что продолжали богатеть, первыми обратили внимание на то, что сухой воздух создает дискомфорт и с ним можно бороться. В этот момент и начал формироваться спрос на увлажнители воздуха. Тогда в конце 90-х маленькие фирмочки небольшими партиями стали привозить увлажнители для таких людей, централизованных поставок на тот момент не было, не было и организованных каналов сбыта. Увлажнители были элитными аксессуарами, о них знали те, кто видел их в Европе. К 2002 году уже сформировался некий рынок, во главе него было несколько фирм, среди них помнится мне английская компания Bionaire и Boneco AG с брендом Boneco. С этого момента начались продажи через сетевые магазины, появился цивилизованный рынок.

Что сегодня потребители знают об увлажнителях воздуха и насколько они востребованы?

Проблема влажности не чувствуется сразу. Если холодно, то человек сразу бежит за обогревателем, если жарко — за кондиционером, а коварная сухость воздуха практически не ощущается, мы видим на себе лишь последствия. Но эти последствия зачастую намного страшнее, чем от жары или холода. Поэтому мы и начали активное продвижение этого продукта с 2002 года, грамотно объяснив широкому кругу потребителей о назначении увлажнителей воздуха, как для здоровья, в первую очередь, так и для поддержания жизнедеятельности комнатных растений, деревянной мебели и паркета. Это не маркетинговый ход. Увлажнители воздуха действительно справляются с проблемой сухого воздуха, и пользователи этого продукта давно убедились в этом. Отмечу, что компания Boneco AG постаралась создать приборы разных типов, принципов работы, дизайна и стоимости. Как показывает рыночная картина, сейчас мы заняли весомую продуктовую нишу во всех сетевых магазинах.

Какие наиболее передовые решения предлагает рынок? Что умеют современные увлажнители? Предусмотрено ли в них дополнительные возможности, например, популярная сейчас ионизация?

Да, в некоторых моделях увлажнителей, это скорее даже не увлажнители, а мойки воздуха, есть функция преионизации. Но дело в том, что это ионизаторы малой мощности, их задача не ионизировать воздух, а усилить эффект очистки. Они придают микрочастицам, поступающим с воздушным потоком, отрицательный заряд. Согласно законам физики, эти частицы притягиваются к увлажняющим дискам прибора, имеющим положительный заряд, а затем при очередном обороте дисков смываются водой в поддон. За счет этой дополнительной функции приборы очищают воздух до 0,5 микрон, это очень неплохой уровень очистки, он сравним с профессиональными очистителями воздуха. В других моделях есть ионизаторы и непосредственно для того, чтобы ионизировать воздух. Как известно, в умеренных количествах ионизация благотворно влияет на организм, усиливает кровотворение, стимулирует работу сердечно-сосудистой системе, полезна для легких. В Европе к ионизации подходят очень осторожно. В большинстве приборов на рынке нет ионизаторов, которые можно было бы регулировать по количеству ионов, это очень дорогая технология. Между тем, воздух можно отрицательно перезарядить, что будет только во вред. В европейских приборах эту функцию можно отключить, в китайских увлажнителях и ионизаторах фукция ионизации зачастую неуправляема.

Как вы оцениваете финансовую емкость рынка увлажнителей в России?

В количественном выражении в сезон 2007-2008 (сезон увлажнителей воздуха измеряется не календарным годом, а по осенне-зимнему периоду) по нашим прогнозам будет продано 300-330 тыс. увлажнителей. Это если оценивать в целом российский рынок. Напомню, что в прошлом сезоне эта цифра составила порядка 270 тыс. штук. Налицо значительный рост продаж и популярности увлажнителей в России. Уверен, что подобная тенденция сохранится и впредь.

Сложно ли вам удерживать рынок увлажнителей Boneco в условиях серьезной конкуренции?

Российский рынок представляет как дешевые, так и дорогие увлажнители воздуха. Мы наблюдаем обычный закон рынка, когда есть спрос на продукт, возникает широкое предложение, усиливается конкурентная гонка, которую мы назвали «попыткой создать Boneco». Но мы не конкурируем в технологиях продукта, а соперничаем в том эпизоде, когда человек принимает решение: купить качественный увлажнитель, или доверить сохранность своего здоровья и домашнего интерьера массовому и дешевому продукту. Какова стоимость здоровья? Сейчас определяет только законодатель этого рынка — увлажнители воздуха Boneco.